Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Отношение педагога к моему ребенку с учетом его индивидуальных особенностей

Задержка психического развития (ЗПР) – это частичное недоразвитие высших психических функций: речи, внимания, мышления, памяти. Часто  задержка психического развития носит временный характер. Если своевременно начать лечение и регулярные занятия с ребёнком, то он сможет достичь уровня развития своих сверстников.

Различают психогенную задержку психического развития, которая возникает при длительном воздействии на ребёнка психотравмирующих факторов, таких как излишняя опека, безнадзорность, асоциальное поведение родителей ребёнка. У детей с хроническими заболеваниями, тяжелыми нарушениями слуха и зрения, часто болеющих может возникнуть задержка психического развития соматогенного происхождения. Наиболее труднопреодолимые нарушения развития формируются  в период внутриутробного  развития ребёнка, а также во время родов (например: длительный безводный период, обвитие пуповиной и т.п.). В этих случаях часть клеток головного мозга ребёнка повреждается и перестает работать. За счет сохранных клеток мозга организм способен компенсировать нарушения развития. Самой сложной является ситуация, когда ЗПР органического происхождения осложняется невниманием к ребёнку, грубостью и безразличием взрослых.

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления ребёнка. Если у родителей или педагогов детского сада возникают опасения по поводу психоречевого развития ребёнка, прежде всего, нужно показать ребёнка детскому врачу – психиатру, врачу – неврологу. Эти специалисты помогут разобраться есть ли у ребёнка нарушения речевого, познавательного или моторного развития . При необходимости эти специалисты назначат медикаментозное лечение и/или посоветуют обпатиться за консультацией к логопеду, дефектологу .  Диагноз ЗПР ставит только детский врач – психиатр!

Что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? В этом случае необходимо показать ребёнка специалистам психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК). В её состав входит учитель – дефектолог, учитель – логопед, психолог, детский врач – психиатр. Эти специалисты помогут выбрать образовательный маршрут, т.е.  группу компенсирующей направленности оптимально подходящую для вашего ребёнка.

Помните, что задержка психического развития поддается коррекции, поэтому не стоит отказываться, если ребёнку будет рекомендовано обучение в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. В данной группе с ребёнком помимо воспитателя будут ежедневно проводить занятия учитель – дефектолог и учитель – логопед.

Не забывайте, что к решению проблемы нужно подходить комплексно, поэтому ребёнку с ЗПР нужны не только занятия с педагогами, но и динамическое наблюдение у врача – психиатра, а также терпеливое и внимательное отношение со стороны родителей.

Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Объяснением этому служит неравномерный темп созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы – такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной  активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве и времени.

Память детей с ЗПР тоже нередко нарушена. Уровень речевого развития у ребёнка с ЗПР может варьироваться от соответствующего условно – возрастной норме до очень грубых и тяжелых форм нарушения речевого развития.

Детям с задержками развития необходимо тщательное всестороннее последовательное обследование, правильная диагностика и динамическое наблюдение врачей и педагогов совместно.

Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия. У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых — нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развития.

Самостоятельно родитель не сможет решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний. Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды , детские и семейные психологи. Здесь также имеет значение взаимодействие между специалистами, которые занимаются лечением и развитием  детей с ЗПР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка значительно уменьшается.

Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться. Нарушения развития ребёнка  будут усугубляться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.

Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам. Однократный курс терапии, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная медицинская совместно педагогической помощью дадут положительный результат.

Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.

Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и трудности с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.

                                                                                            Успехов Вам и Вашим детям!

print

Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы