Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Забота о здоровье детей и их хорошем настроении

Общение с взрослыми.

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.
Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором – как «совместно-разделенная», где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов.
При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
• ускоряется ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
• способствует развитию познавательно – речевой активности.

Взрослый – это центральная фигура для дошкольника, поскольку он – основной источник моральных оценок и знаний.
Данные психологических исследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно под общением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий двух или более индивидов.

Для дошкольного возраста характерны две формы общения с взрослыми.
• Первая: внеситуативно – познавательная форма общения. У детей проявляется активный интерес к окружающему миру, они начинают задавать вопросы взрослым с целью выяснения закономерностей между живой и не живой природой. М.И.Лисина называла это «теоритическим сотрудничеством». На данном этапе взрослый становится для ребёнка источником новых знаний о вещах, происходящих вокруг. Детей удовлетворяет не столько содержание ответа взрослого, сколько простая словесная реакция на поставленный вопрос.
В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать в сознании ребёнка все объясняющие волшебные силы. При всей простоте и доступности это ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте у детей появляется новая потребность – уважение со стороны взрослых. Ребёнка не удовлетворяет простое сотрудничество с взрослыми, он требует уважение к его действиям и вопросам. Таким образом, потребность в уважении является началом общения у ребёнка. Если взрослый проявляет несерьёзность или неуважение к действиям ребёнка, то тот начинает обижаться.

Для познавательного общения ребёнка со взрослым характерны:
1. Хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
2. Познавательные мотивы общения, стремление объяснить мир,
любознательность, что проявляется в детских вопросах;
3. Потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на
замечания и отрицательные оценки.
• Вторая форма общения: внеситуативно – личностная (5-7лет). В конце дошкольного возраста жизнь окружающих людей ребёнка начинает интересовать его больше чем окружающий мир. Ему становятся интересны человеческие отношения, людские качества и нормы поведения. Ответ на все это может дать ему взрослый человек.
Взрослый в глазах дошкольника — воплощение образца того, как надо себя вести, теперь он для ребёнка эталон в сложной сфере его психической жизни –в области нравственности, построения отношений с окружающими.
Теперь, ребёнок, сталкиваясь с проблемами, смотрит на образец поведения взрослого и на его оценку, ему очень важно получить одобрение со стороны взрослого. Во время разговора, беседуя о людях, ребёнок пытается выяснить у взрослого, как следует правильно поступать, они оценивают действия других людей и сопоставляют их со своими. Это стремление, безусловно, должно быть поддержано взрослым.

Внеситуативно — личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 — 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.
Таким образом, для внеситуативно – личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
1. Потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2. Личностные мотивы;
3. Речевые средства общения.
Данный тип общения имеет важное значение для развития личности ребёнка.
Во – первых, он сознательно осваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках.
Во –вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.
Благодаря успехам детей в рамках внеситуативно – личностного общения они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которой является умение ребёнка воспринимать взрослого как учителя и знать по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать как он.

Общение со сверстниками
В дошкольном возрасте мир ребёнка не ограничивается семьёй. Значимые для него люди — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

Отличительной чертой дошкольного возраста является создания у детей так называемого «детского общества». Это объясняется тем, что у детей возникает потребность в общении друг с другом. Кроме того, именно сверстники дают возможность ребёнку научится критически оценивать поведение и действия другого человека.
В дошкольном детстве важным становится статус в группе сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: от особенностей поведения дошкольника, форм общения с другими детьми, его знаний, умений умственного развития.
В отличие общения с взрослыми, общение со сверстниками имеет отличительно яркий и эмоционально – насыщенный характер. При общении, дети могут быть более раскрепощенными друг с другом, они используют более широкий спектр коммуникативных действий, нежели с взрослыми.

Другая важная особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламинтированности. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольник используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Дети могут вести себя свободно и раскованно. В отличии от взрослого, сверстник создаёт для ребёнка условия, в которых он может свободно себя проявить. Еще одна отличительная особенность общения сверстников –преобладание инициативных действия над ответными. Ребёнку очень важно, что бы его идея была поддержана ответной активностью. Чаще всего сверстники не поддерживают инициативу ребёнка и гораздо чаще, ее поддерживают взрослые. Детские конфликты возникают чаще всего именно по этой причине.

Существуют три формы общения дошкольника со сверстниками.
Первая — эмоционально – практическая (2-4 года). У ребёнка появляется интерес к другим детям, он ожидает от сверстника участия в его играх, для проявления себя. Ему нужно, что бы сверстник поддержал его деятельность и усилил общее веселье. Оба участника ожидают привлечения внимания, и получения эмоционального отклика партнёра. Эмоционально – практическое общение крайне ситуативное. Оно зависит от обстановки в которой происходит взаимодействие и от действий, которые совершаются партнёром. Ели в ситуацию ввести яркий для детей предмет, взаимодействие может разрушиться. Они переключают своё внимание с партнера на предмет, даже дерутся из – за него.
Вторая — ситуативно – деловая (4-6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество детей, они стараются заниматься общим делом, согласовывать свои действия с остальными партнёрами, что бы достичь общий результат. Потребность в сотрудничестве со стороны сверстника, становится главной причиной общения детей.
На данном этапе, у детей выделяется потребность в уважении со стороны сверстника. Ребёнок старается привлечь к себе внимание сверстников, продемонстрировать своё преимущество и скрыть свои промахи. У детей появляется позывы к соперничеству и конкуренции. Сверстник становится
предметом сравнения с собой.
Последняя форма – это внеситуативно — деловая (6-7 лет). В этом возрасте у детей значительнее проявляется доброжелательность и способность к взаимопомощи. Дети начинают замечать настроения, желания и предпочтения своих сверстников. Они стремятся рассказать другим о своих планах, где они были и что видели. К концу этого возраста у детей появляется привязанность друг к другу и проявляются первые ростки дружбы. Дети хотят помогать своим сверстникам, и делится с ними своим.

• Особенности общения дошкольников.
1. Яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.
2. Нестандартность и нерегламентированность детей. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие».
Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
3. Преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.
В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними.
К шести годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы