Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Отношение к группе в целом

 

   На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстниками на детских площадках и в саду.  Ребенок стремится принимать участие в разнообразных играх и других видах предметно-хозяйственной деятельности, и чтобы добиться успеха во всех этих начинаниях, ему необходимо овладеть связной, правильно оформленной грамматически речью. Именно этому и должны быть, прежде всего, посвящены занятия с ребенком в возрасте 3-х лет. 
      В идеале словарный запас малыша в этом возрасте должен составлять 1000-2000 слов. Богатство словарного состава может зависеть от состояния здоровья и социальной среды, но важно, чтобы в лексиконе ребенка присутствовали слова из разных понятийных областей. В это время малыши особенно любопытны, они постоянно осаждают родителей и других взрослых бесконечными «зачем?», «откуда», «как?» и т.п. Важно, не отмахиваться от этих проявлений детского любопытства, а постараться найти ответ на каждый из вопросов. Естественно, этот ответ должен быть понятным, простым и коротким, ведь трехлетний малыш еще не готов слушать Вас часами.

      К трем годам  ребенок имеет словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

    Даже простая беседа с малышом, вопросы о его впечатлениях за день, настроении и поведении, обсуждение прочитанного или увиденного уже, по сути, являются важнейшим уроком по развитию речи. Потому что без языковой практики речь ребенка еще долго может оставаться по большей части ситуативной, пестрить указательными местоимениями, и короткими, обрубленными фразами. Развернутой речь ребенка становится только в том случае, если он много говорит. Побуждайте его строить длинные предложения постоянно, в бытовом общении. Притворитесь, что Вы не понимаете, на что он указывает пальцем, попросите подробно описать предмет, который ему нужен. Задавайте ребенку больше вопросов, причем старайтесь строить фразы так, чтобы на них невозможно было ответить односложно.
     Хорошей и любопытной практикой для развития речи малыша может послужить разговор по телефону. Ведь в этой ситуации слова – это единственный способ передать информацию, которой малыш хочет поделиться, здесь он уже не сможет использовать жесты или мимику, поэтому ребенку придется мобилизовать именно словесные навыки. 
Еще одним важным упражнением для развития речи является описывание картинки и составления по ней рассказа. На начальном этапе взрослый может помогать ребенку, задавая наводящие вопросы, которые помогут описать то или иное изображение. Но постепенно старайтесь свести свою роль до минимума. Можно описывать иллюстрации из знакомой ребенку книги, тем самым подготавливая его к овладению навыком пересказа истории.

   Теперь вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и ребенок запоминает новое слово.

    Вы уже знаете, что самое главное в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и сам научился их употреблять. Если же вы не будете постоянно развивать речь, ребенок очень быстро перейдет к простым словам вместо развернутых, ярких ответов. Вы ведь не хотите, слышать фразы вроде: «Упало там», «Дай то» и т. п. Но уж сами старайтесь употреблять слова правильно и не коверкать, и не сюсюкать. Лепетные слова, слова-звукоподражания и звукокомплексы остаются в прошлом. Долой «аву» вместо «собаки», «бух» вместо «упал», «ням» вместо «есть». Малышу и самому становится тесно в рамках своего старого словаря.

    Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит, новых слов. Так что приготовьтесь спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) к «что это?», «почему?», «куда?» и «где?». Ваш ответ должен быть связан и с тем, что ребенок уже знает. Например, в ответе на вопрос «А что это — дворец?» не нужно сразу же пускаться в пространные объяснения относительно основ архитектуры, начать лучше с того, что это «такой дом…». Тем более, что подобный вопрос ребенок обычно задает, слушая сказку. Покажите ему красочную картинку-иллюстрацию, чтобы новые знания были подкреплены зрительным образом.

   Помните, как вы вместе с ребенком на прогулке наблюдали за окружающим миром? Отлично, будем продолжать дышать свежим воздухом, любоваться природой и одновременно развивать речь. Только теперь вы не только наблюдаете и называете, но и способствуете различению предметов по их внешнему виду, то есть «это дуб», а «это береза». Не поленитесь подойти к дереву поближе, поковырять кору, вместе пособирать листья, рассмотреть желуди или сережки.

    Ну, а уж если вы принесете собранные листья домой, высушите (все демонстрируя ребенку, комментируя свои действия, помогая малышу принимать участие во всех манипуляциях) и затем наклеите в альбомчик, усвоение новых слов по теме «Деревья» обеспечено.

   Не забывайте разъяснять ребенку не только названия, но и обозначения составных частей разных предметов. «У дома есть крыша, стены, дверь, окно…» Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены высокие и низкие, окна маленькие и большие.

    Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового. Напоминаем вам об этом несмотря на то, что ранее говорили о выросших возможностях ребенка. Да, восприятие на третьем году становится тоньше, точнее. Малыш уже понимает, что такое «далеко» и «близко», «много» и «мало». Помнит не только то, что было вчера, но и то, что произошло полгода назад. Но… ведь ребенку всего лишь третий год. Его психика еще совершенствуется, и механизмы ее довольно хрупкие.

     Еще один момент, требующий, чтобы ему уделили немного внимания. Вам нужно знать, что именно на третьем году развитие речи ребенка идет очень быстро. Словарь вырастает порой в 5 раз. Идет бурный переход к фразовой речи. И вот в такое время у малыша могут появиться повторы звуков, слогов, слов. Родители очень часто впадают в панику, считая, что у ребенка заикание. Но это не заикание. Это, как мы уже сказали, повторы. У одного повторы следуют с одной скоростью и в одной ситуации, у другого и скорость, и количество, и ситуация совершенно другие. Это может продолжаться месяц, иногда — полгода. И вдруг повторы исчезают.

    Если у малыша появились повторы, прежде всего не паникуйте. Вообще старайтесь не фиксировать на них ни свое внимание, ни внимание ребенка. Ни в коем случае не просите замедлять речь, молчать. И прерывать малыша не нужно. Ваша речь в это время должна быть просто идеальной, как и ваше отношение к малышу. Помните: ребенок должен быть уверен в вас и в вашей любви всегда. Это ваш любимый малыш и вы любите его таким, какой он есть. Ведь очень часто подобные повторам явления возникают при тревожной, напряженной обстановке дома, а также, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят. 

      Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.

   Итак, к трем годам ваш малыш:

— Часто задает вам вопросы.

— Пользуется двух-, трехсловными предложениями.

— Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.

— Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

— Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

— Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

— Знает время суток.

— Называет два цвета.

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы