Материал подготовила — Т.Ю.Конобрицкая
Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Связная речь — это развернутое связное самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.
Базой для формирования связной речи у наших детей является богатый словарный запас. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово, вводя его в активный словарь. Мы упражняем детей в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки, в этом нам помогают такие игры, как: «Что это?» При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Мы также используем следующие игры:
- «Объяснялки»: объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы);
- «Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый);
- «Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (пушистая, веселая, быстрая, умная)’,
- «Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная;
- Игра — соревнование «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек);
- «Кто где живет?», «Чьи детки?»;
- «Узнай предмет по описанию» (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая);
- «Назови 4-5 картинок на определенную тему» (мебель, посуда).
Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: «Как называется?» — как называется суп из фасоли? (фасолевый); «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время.
В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х — 4-х лет:
- «Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобусе едет по дороге);
- «Какое слово убежало?» (Алеша ел..);
- «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем…);
- «Исправь Незнайку» (Машина едет по реке);
- «Из чего сделаны предметы?» (расскажи о деревянных);
- «Почемучка» (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? — потому что сам сваливает грузы);
- « Игра «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? — и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня» (про погоду, спроси меня про папу). Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?».
Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:
- «Сравним два предмета: чем похожи, чем отличаются?» (огурец — помидор; самолет — ласточка);
- «Давай опишем игрушку, предмет» (Какая машина? Из каких частей она состоит?);
- «Что ты увидел за три секунды?» — ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном;
- Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ;
- Убери лишнюю картинку, назови рассказ;
- Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану;
- Придумывание рассказа по схеме;
- «Смешинки» (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке);
- Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает;
- Игра «Исправь меня» — взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет;
- Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы («Если бы ты был цветком, самолетом?», «Что было бы, если бы все время шел дождь?»);
- Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка. Полезны игры, развивающие описательную речь: «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус», (я малина, вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье);
- «Угадай-ка» — узнай предмет по описанию;
- «Небылицы»; «Мое любимое животное»;
- «Наши хорошие и плохие дела»; «Как передвигаются животные?».
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.
Необходимо помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.