Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Качество и уровень социальных (жизненных) знаний и умений

Материал подготовили: Демина В.А., Крамаренко Н.В.,  Пашкина Г.Н.

“Рука развивает мозг”

        «Рука — вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.

Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев,- говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети — неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, “отвечающие” за формирование речи ребенка. Значит, пальцы  “помогают” говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего – лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать, вырезать плавно, не отрывая ножниц от бумаги. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. В процессе работы с различными материалами (ткань, бумага, картон), на занятиях рисованием и лепкой рука ребенка постепенно готовится к письму, требующему довольно тонких движений пальцев. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно склеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе.  Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т. д.) Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребенка, часто зависит отношение к нему и одноклассников, и родителей.

Существует масса упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук: “Обведи похожий”, “Узнай кто я?”, “Только черточки”, ”Кто в домике живет?”, ”Лабиринты”, ”Дорожки”, ”Графический диктант”, ”Пальчиковые игры”, ”Игры со спичками”.

Взаимосвязь разных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд развивает не только мелкую моторику, но и формирует произвольность психических процессов. Ребенок учится следовать инструкциям, действовать по образцу, контролировать полученный результат, корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Во время конструктивной деятельности у детей развивается мотив сотрудничества с взрослым и с другими детьми. Ребенок учится ставить цель и удерживать ее на протяжении выполняемой деятельности. У ребенка совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Ребенок приобретает опыт управления своим поведением и своими психическими процессами. А это является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.

Таким образом практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько значимы занятия по конструированию, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико — пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучат с пользой проводить свободное время.

КАРТОТЕКА ИГР

для развития мелкой моторики рук

Игры с пластилином и глиной.

        Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно сделать все, что захочется. Игра с пластилином и глиной активизирует работу пальцев, развивает речь и воображение, память и образное мышление.

Из глины и пластилина можно:

  • cкатать самый маленькой шарик;
  • скатать самый большой шарик;
  • скатать короткую колбаску;
  • скатать длинную колбаску;
  • скатать высокий столбик;
  • скатать низкий столбик;
  • разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
  • раскатать лепешку, “ попрыгать” на ней пальцами (кулачками и др.) – на что это стало похоже?;
  • скатать длинные “веревочки”, а из них сплести косички;
  • накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек);
  • создать какой – либо необычный образ, сильно сжав пластилин в кулаке;
  • вылепить героев любимой сказки, песенки и т. д.;
  • вылепить свои ощущения (впечатления) от услышанной мелодии и т. д.

Игры с орехами и крупой.

        Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно использовать для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.

Игры с орехами.

Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи.

Их можно:

— вращать между ладонями (один или два);

— перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

— вращать внутри одной ладони;

— удерживать поочередно между пальцами рук.

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Игры с крупой.

Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др.

Их можно:

— сортировать с открытыми глазами (игра “Золушка”);

— сортировать на ощупь;

— превращать в буквы, цифры, небольшие слова;

— использовать для изготовления картин, панно.

Ласковые игры для пальчиков.

— Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек, допустим только зайчика.

— Или найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.

— Сравнить две мягкие игрушки на ощупь: чем похожи? Чем различаются?

— На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.).

— Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.

— При помощи палочки с закрытыми глазами “определить” предмет, стоящий на столе.

— На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.

— С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.

Что еще могут пальчики?

— Показать восхищение (удивление, восторг и др.).

— Подозвать к себе.

— Пригрозить.

— Сказать: ”Здорово!”

— Приласкать.

— Сказать: “Стоп!”

— Сказать: “Победа!”

 Познавательного вам совместного времяпровождения.

SAM_2283 SAM_2284 SAM_2286 SAM_2287 SAM_2285

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы