Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Отношение к группе в целом

Материал подготовила учитель-логопед Долгих А.А.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность  человека.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я  поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение-они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.

Самооценка динамична: она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

 (по М.И. Лисиной).

Адекватная самооценка формируется, если:

  • родители уделяют ребёнку достаточно много времени;
  • оценивают положительно, но не выше, чем большинство

сверстников;

  • часто поощряют / не подарки/;
  • наказывают в виде отказа от общения;
  • адекватно оценивают физические и умственные данные;
  • прогнозируют хорошие успехи в школе

Дети с адекватной самооценкой:

  • анализируют результаты деятельности;
  • пытаются выяснить причины неудач;
  • уверены в себе, активны
  • быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • настойчивы в достижении цели;
  • стремятся к сотрудничеству;
  • общительны и дружелюбны.

Завышенная самооценка формируется, если:

  • родители уделяют ребёнку очень много времени;
  • оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;
  • очень часто поощряют, / в том числе подарки/;
  • редко наказывают;
  • очень высоко оценивают физические и умственные данные;
  • ожидают отличные успехи в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой:

  • очень подвижны, не сдержаны;
  • быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • часто не доводят начатое дело до конца;
  • не анализируют свои поступки;
  • не осознают своих неудач;
  • склонны к демонстративному поведению, доминированию.

Заниженная самооценка формируется, если:

  • родители уделяют ребёнку очень мало времени;
  • оценивают ниже, чем большинство сверстников;
  • не поощряют;
  • часто наказывают, упрекают;
  • низко оценивают физические и умственные данные;
  • не ожидают успехов в школе и в жизни

Дети с заниженной самооценкой:

  • нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;
  • готовы расплакаться в любой момент;
  • тревожны, не уверены в себе;
  • трудно включаются в деятельность;
  • заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными;
  • имеют низкий социальный статус в группе сверстников

Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления  негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности  до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к:

  • Развитию нерешительности, застенчивости.

Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.

  • Эмоциональной неустойчивости (обидчивости).

Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

  • Страхам.

Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.

  • Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.
  • Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.
  • Агрессивности.

Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться,  плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

  • Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните — похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
  • Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.

 

 

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы