Материал подготовила учитель-логопед Долгих А.А.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.
Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение-они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.
Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.
Самооценка динамична: она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания
(по М.И. Лисиной).
Адекватная самооценка формируется, если:
- родители уделяют ребёнку достаточно много времени;
- оценивают положительно, но не выше, чем большинство
сверстников;
- часто поощряют / не подарки/;
- наказывают в виде отказа от общения;
- адекватно оценивают физические и умственные данные;
- прогнозируют хорошие успехи в школе
Дети с адекватной самооценкой:
- анализируют результаты деятельности;
- пытаются выяснить причины неудач;
- уверены в себе, активны
- быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
- настойчивы в достижении цели;
- стремятся к сотрудничеству;
- общительны и дружелюбны.
Завышенная самооценка формируется, если:
- родители уделяют ребёнку очень много времени;
- оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;
- очень часто поощряют, / в том числе подарки/;
- редко наказывают;
- очень высоко оценивают физические и умственные данные;
- ожидают отличные успехи в школе.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой:
- очень подвижны, не сдержаны;
- быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;
- часто не доводят начатое дело до конца;
- не анализируют свои поступки;
- не осознают своих неудач;
- склонны к демонстративному поведению, доминированию.
Заниженная самооценка формируется, если:
- родители уделяют ребёнку очень мало времени;
- оценивают ниже, чем большинство сверстников;
- не поощряют;
- часто наказывают, упрекают;
- низко оценивают физические и умственные данные;
- не ожидают успехов в школе и в жизни
Дети с заниженной самооценкой:
- нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;
- готовы расплакаться в любой момент;
- тревожны, не уверены в себе;
- трудно включаются в деятельность;
- заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными;
- имеют низкий социальный статус в группе сверстников
Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности до проявления агрессии.
Негативная самооценка может привести к:
- Развитию нерешительности, застенчивости.
Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.
- Эмоциональной неустойчивости (обидчивости).
Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
- Страхам.
Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
- Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.
- Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.
- Агрессивности.
Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.
- Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните — похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
- Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.