Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Забота о здоровье детей и их хорошем настроении

Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих

Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно- деятельностный, идущий на смену объяснительно- иллюстративному типу.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность;  поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Использование элементов  ТРИЗ и РТВ в речевом развитии детей.

 

Игровое упражнение, игровой прием Цель Описание

Игра «Хорошо- плохо».

 

Развитие лексико- грамматического строя, связной речи, логического мышления, воображения.

Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

(Шарф — мягкий,  теплый, пушистый, но может зацепиться, рвется).

Игра «Теремок».

 

Формирование аналитического мышления, выделение общих признаков путем сравнения, развитие связной речи.

 

Реквизит: предметные карточки.

Каждому раздаются карточки с изображением различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик: Тук-тук, кто в теремочке живет? –Я, Гитара. А ты кто?- А я удочка. Пусти меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.  Например, гитара и удочка сделаны из дерева. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку.

 

Прием «эмпатии», т.е. отождествление себя в качестве кого-то или чего-то.

 

Развитие воображения, связной речи.

Представьте, что мы- мыло, которым собрались мыть руки. О чем оно сейчас может думать?)

 

 

Игра «Маша-растеряша».

 

Тренировка внимания, формирование умения решать проблемы.

 

Один из игроков назначается Машей- растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: Ой!- Что с тобой?- Я  потеряла нож.  Чем я теперь буду резать? Чем можно еще можно резать хлеб?

 

Оживление сюжетной картины.

 

Развитие воображения, связной речи, пантомимики. Детям предлагается закрыть глаза и на минуту представить, что они  попали в картинку; послушать, что происходит рядом с ними, что слышно вокруг, о чем думает тот или иной персонаж картины.

«Машина времени»

 

Развитие воображения, связной речи. Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.

«Сравни!».

 

Развитие образной речи через сравнение предметов.

Цыпленок какой по цвету? –Желтый. А что еще бывает желтым?

Цыпленок желтый как что?

Цыпленок желтый, как солнце. Цыпленок желтый, как одуванчик.

 

 

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие творческого воображения, активного словаря.

 

Зима какая? Снежная, холодная. А что еще бывает холодным? Мороженое, снег, лед, ветер. А ветер какой? Северный, сильный. А кто еще может быть сильным?

«Поиск аналогов».

 

Развитие логического мышления, активизация активного словаря.

Необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.

(мяч –яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).

 

 

«Да- нет».

 

Развитие логического мышления, связной речи.

Игроки отгадывают загаданный ведущим предмет, задавая вопросы. Ведущему можно отвечать только «да» или «нет».

 

 

Игра «Красная шапочка». Развитие творческого воображения, связной речи.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Перед игрой с детьми вспоминается эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волка. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по –другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой- либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Далее выбирается предмет, в который превратится бабушка. Для наглядности можно нарисовать бабушку с телом- стаканом. Один из игроков назначается бабушкой. Другие обращаются к нему:- Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? – Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не обоснуем все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки- чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

 

Кроме того, можно использовать следующие приемы:

 

  1. На что похожа буква, цифра.
  2. Что случится, если.. (не станет посуды, не станет одежды).
  3. Что бывает зеленым, что бывает быстрым.
  4. Вокруг себя обернись, в предмет превратись.
  5. Дай кличку волшебному животному.
  6. Колдовство зимы. Во что превратит зима молоко, воду, дождь.

 

В конце занятий целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа  (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И др.).  Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ- технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом  наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. На прогулках можно использовать прием фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?. Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логическое мышление. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность.

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы