Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих
Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно- деятельностный, идущий на смену объяснительно- иллюстративному типу.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Использование элементов ТРИЗ и РТВ в речевом развитии детей.
Игровое упражнение, игровой прием | Цель | Описание |
Игра «Хорошо- плохо».
|
Развитие лексико- грамматического строя, связной речи, логического мышления, воображения. |
Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. (Шарф — мягкий, теплый, пушистый, но может зацепиться, рвется). |
Игра «Теремок».
|
Формирование аналитического мышления, выделение общих признаков путем сравнения, развитие связной речи.
|
Реквизит: предметные карточки. Каждому раздаются карточки с изображением различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик: Тук-тук, кто в теремочке живет? –Я, Гитара. А ты кто?- А я удочка. Пусти меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, гитара и удочка сделаны из дерева. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку.
|
Прием «эмпатии», т.е. отождествление себя в качестве кого-то или чего-то.
|
Развитие воображения, связной речи. |
Представьте, что мы- мыло, которым собрались мыть руки. О чем оно сейчас может думать?)
|
Игра «Маша-растеряша».
|
Тренировка внимания, формирование умения решать проблемы.
|
Один из игроков назначается Машей- растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: Ой!- Что с тобой?- Я потеряла нож. Чем я теперь буду резать? Чем можно еще можно резать хлеб?
|
Оживление сюжетной картины.
|
Развитие воображения, связной речи, пантомимики. | Детям предлагается закрыть глаза и на минуту представить, что они попали в картинку; послушать, что происходит рядом с ними, что слышно вокруг, о чем думает тот или иной персонаж картины. |
«Машина времени»
|
Развитие воображения, связной речи. | Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем. |
«Сравни!».
|
Развитие образной речи через сравнение предметов. |
Цыпленок какой по цвету? –Желтый. А что еще бывает желтым? Цыпленок желтый как что? Цыпленок желтый, как солнце. Цыпленок желтый, как одуванчик.
|
Игра «Цепочка слов».
|
Развитие творческого воображения, активного словаря.
|
Зима какая? Снежная, холодная. А что еще бывает холодным? Мороженое, снег, лед, ветер. А ветер какой? Северный, сильный. А кто еще может быть сильным? |
«Поиск аналогов».
|
Развитие логического мышления, активизация активного словаря. |
Необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. (мяч –яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).
|
«Да- нет».
|
Развитие логического мышления, связной речи. |
Игроки отгадывают загаданный ведущим предмет, задавая вопросы. Ведущему можно отвечать только «да» или «нет».
|
Игра «Красная шапочка». | Развитие творческого воображения, связной речи. |
Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрой с детьми вспоминается эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волка. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по –другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой- либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Далее выбирается предмет, в который превратится бабушка. Для наглядности можно нарисовать бабушку с телом- стаканом. Один из игроков назначается бабушкой. Другие обращаются к нему:- Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? – Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не обоснуем все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки- чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла). |
Кроме того, можно использовать следующие приемы:
- На что похожа буква, цифра.
- Что случится, если.. (не станет посуды, не станет одежды).
- Что бывает зеленым, что бывает быстрым.
- Вокруг себя обернись, в предмет превратись.
- Дай кличку волшебному животному.
- Колдовство зимы. Во что превратит зима молоко, воду, дождь.
В конце занятий целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? И др.). Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ- технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. На прогулках можно использовать прием фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?. Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логическое мышление. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность.