Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Отношение к группе в целом

Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих

Обогащаем словарный запас дошкольника

Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития.

 

Как развивается словарь ребенка

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие –в 1 г.2 мес., а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам-или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля. Как правило, девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Активный словарь особенно быстро пополняется в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще это существительные-названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова, в основном обозначающие размер предмета: большой, маленький. Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, в частности, от частоты общения его со взрослыми, а качество- от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Словарный запас к концу третьего года жизни увеличивается в 3-4 раза, по сравнению с предыдущим возрастом. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и т.д., т.е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25-27%) и меньше всего прилагательные (10-12%).

К концу четвертого года жизни словарный запас достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразнее словарь становится в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, одна), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу четвертого года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется собирательными существительными (одежда, овощи, фрукты и т.д.). В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим; стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит она «копатка», а не «лопатка»).

На пятом году жизни активный словарь составляет 2500-3000 слов. В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные- голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения; появляются собирательные существительные (одежда, мебель, фрукты и т.д.), но последние  ребенок употребляет еще редко.

На шестом году жизни ребенок начинает называть отдельные части, детали предметов. Все чаще в речи появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. К концу шестого года жизни ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например, не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк- это дикие звери, а корова, лошадь, кошка- домашние животные. Несмотря на значительное расширения словаря, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы)- существительные (вход-выход), прилагательные (хороший- плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный); наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? –быстро, тихо, четко, громко, тихо и т.д.); близкие по смыслу слова- синонимы (ходить- идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

На седьмом году жизни словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он может свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая), а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует слова в своей игре. Ребенок все чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей  складываются представления о многозначности слов (чистый воздух, чистая рубаха). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали свойства, качества предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег).

 

Упражнения для развития словаря

            Перед вами игровые упражнения, которые помогут активизировать словарь  дошкольника.

 

1.Игра «Назови 5 предметов»

Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Больничный халат, ствол дерева, помидор, трава, цыпленок, бумага, баклажан, радуга.

НАПРИМЕР: Радуга – картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

 

  1. Игра «Каждый знает».

Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что круглым бывает…

Каждый знает, огромным бывает…

Каждый знает, красивым бывает…

Каждый знает, тяжелым бывает…

Каждый знает, глубоким бывает…

Каждый знает, полезным бывает…

 

  1. Игра «Назови противоположное слово».

Назови слово с противоположным значением, т.е. слово-противник.

Не друг, а… Не шершавый, а… Не зажигать, а…
Не рассвет, а… Не высокий, а… Не ловить, а…
Не холод, а… Не бедный, а… Не отнимать, а…
Не сахар, а… Не сухой, а… Не придвигать, а…
Не подъем, а… Не пушистый, а… Не кричать, а…
Не конец, а… Не длинный, а… Не спрашивать, а…
Не верх, а… Не добрый, а… Не ссориться, а…
Не беда, а… Не мелкий, а… Не ломать, а…
Не яма, а… Не грустный, а… Не ругать, а…
Не вход, а… Не узкий, а… Не плакать, а…
Не знаменитый, а… Не отдыхать, а…
Не уродливый, а…

 

  1. Игра «Такой же».

Помоги Незнайке закончить свою мысль.

Такой же пушистый, как…

Такой же веселый, как…

Такой же колючий, как…

Такой же хитрый, как…

Такой же смелый, как…

Такой же добрый, как…

Такой же шершавый, как…

Такой же голубой, как…

Такой же толстый, как…

Такой же шустрый, как…

Такой же высокий, как…

Такой же ровный, как…

Такой же светлый, как…

Такой же гладкий, как…

Такой же блестящий, как…

Такой же сильный, как…

Такой же быстрый, как…

 

  1. Игра «Я знаю»

Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество слов, загибая пальцы.

Я знаю 5 молочных продуктов…

Я знаю 5 крупных птиц…

Я знаю 5 лиственных деревьев…

Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

Я знаю 5 головных уборов…

Я знаю 5 мелких животных…

Я знаю 5 музыкальных инструментов…

Я знаю 5 видов спорта…

Я знаю 5 летающих насекомых…

Я знаю 5 животных севера…

 

  1. Игра «Черта характера»

Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь – положительное это качество или отрицательное.

Смелость.

Капризность.

Жадность.

Честность.

Аккуратность.

Леность.

Храбрость.

Драчливость.

Хитрость.

Жизнерадостность.

Сообразительность.

Доброжелательность.

Уверенность в себе.

Общительность.

Замкнутость.

Послушание.

Трудолюбие.

Дружелюбие.

Обидчивость.

Трусость.

Вежливость.

Жестокость.

Чистоплотность.

 

  1. Игра «Кто где живет»

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах.

Нора, сарай, море, гнездо, трава, пруд, дупло, река, квартира, клетка, земля, подвал.

НАПРИМЕР: В траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и т.д.

 

  1. Игра «Назови действия»

Назови цепочку действий, имеющихся в знакомой сказке.

«Колобок», «Три поросенка», «Репка», «Маша и медведь» и т.д.

НАПРИМЕР: «Репка». Посадил, выросла, позвал, тянул,, не вытянул, позвал, помогали, тянули, вытянули.

 

  1. 9. Игра «Слова-действия»

Объясни, называя только слова-действия.

Как открыть консервную банку.

Как пожарить яичницу.

Как сварить борщ.

Как собраться в школу.

Как вырастить большую яблоню.

Как сделать салат.

Как накрыть праздничный стол.

Как убрать комнату.

Как  помыть окно.

Как поменять постельное белье.

Как заменить колесо у машины.

Как из салфетки сделать снежинку.

НАПРИМЕР: Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.

 

10.Игра «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

А) «Лишнее» слово среди имен существительных:

-Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

-стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

-зима, апрель, весна, осень, лето;

-мама, подруга, папа, сын, бабушка;

-море, озеро, река, мост, пруд;

-круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

-Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

-Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

-молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

-дом, сарай, изба, хижина, здание;

-береза, сосна, дерево, дуб, ель;

-книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

-гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

-минута, секунда, час, вечер, сутки;

-грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

 

Б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

-грустный, печальный, унылый, глубокий;

-храбрый, звонкий, смелый, отважный;

-желтый, красный, сильный, зеленый;

-слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

-крепкий, далекий, прочный, надежный;

-дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

-смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

-глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;

 

  1. Игра «Догадайся!»

Догадайся, каким будет четвертое слово.

Гвоздь- молоток, шуруп-…

Дом- крыша, книга-…

Квадрат- куб, круг-…

Птица- яйцо, растение-…

Хорошо- лучше, медленно-…

Огонь- пожар, вода-…

Зерно- амбар, деньги-…

Одежда- голый, обувь-…

Школа- обучение, больница-…

Человек- ребенок, собака-…

Птица- гнездо, человек-….

Пальто- пуговица, ботинок-…

Утро- ночь, зима-…

 

  1. Игра «Назови предметы».

Назови как можно больше предметов, сделанных из указанных материалов.

Мясо- мясная запеканка, мясной бульон, мясной фарш и т.д.

Дерево-

Металл-

Кирпич-

Стекло-

Бумага-

Кожа-

Шоколад-

Пластмасса-

Резина-

Снег-

 

  1. Игра «Я знаю три части»

Назови по три части указанных предметов.

Я знаю 3 части машины-

Я знаю 3 части дома-

Я знаю 3 части  газовой плиты-

Я знаю 3 части вертолета —

Я знаю 3 части компьютера-

Я знаю 3 части дивана-

Я знаю 3 части часов-

Я знаю 3 части стиральной машины-

Я знаю 3 части велосипеда-

Я знаю 3 части корабля-

 

  1. Игра «Забавные превращения»

Назови, в кого превратится обычный человек, если он окажется:

-на переходе улицы-…

-в театре-…

-на собственных именинах-…

-в школе-…

-в магазине-…

-в автобусе-…

— в походе-…

-в больнице-…

print

Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы