Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Мы помним, мы гордимся!

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

ВНИМАНИЕ!!! ОПРОС!!!
Качество и уровень социальных (жизненных) знаний и умений

Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих

Советы родителям: «Если ваш ребенок не говорит»

Если ребенок не говорит, то необходимо  создать для него насыщенную речевую среду; развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует принять новый подход к воспитанию ребенка дома.

  1. Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

 

Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

 

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

 

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т.д.

 

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т.д.

 

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.

 

Включение ребенка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытье посуды). Задание должно быть коротким, лаконичным, состоящим из одного предложения. Развитие речи в быту.

Принеси чашку.

Принеси мамину чашку.

Инструкцию проговаривать не более двух раз. Надо приучать слушать задание.

 

  1. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения), и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

 

  1. Выполнение заданий логопеда и дефектолога . Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять задания логопеда. Сюда входит подготовка фотографий из жизни ребенка и семьи, картинок, которые будут использоваться на занятиях; закрепление пройденного на занятиях материала и т.д.
  2. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  3. Почаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  4. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  5. Не говорите при ребёнке о его отставании.
  6. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  7. Разучивайте песенки, потешки, стихи. Они не должны быть длинными, содержание конкретное. Говорите эмоционально, спокойно, голос должен быть нормальной громкости.
  8. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

12.Не повторяйте искаженные слова, сказанные ребенком.

13.Не фиксируйте внимание на произношении звуков.

14.Разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени.

15.Речь окружающих ребенка взрослых должна отвечать следующим требованиям:

правильность-речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

четкость-слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

-простота— взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

-повторяемость-одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение дня;

богатство-взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Одна из задач по работе с неговорящими детьми- накопление пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Приводим словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам.

Группы слов, предлагаемые для запоминания.

  1. Предметный словарь.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

  1. Глагольный словарь.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.

  1. Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Игры по развитию пассивного словаря.

1.Прятки.

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки».

Материалы: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры:

Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите ребенку игру.

Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. А теперь найди зайку. И т.д. В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно давать задание найти и принести две игрушки (картинки).

В дальнейшем можно использовать разнообразные знакомые  предметы.

2.У кого картинка?

 

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря по разным темам.

Материалы: предметные картинки по разным темам.

Ход игры:

Перед началом игры выберете тему, затем раздайте всем членам семьи по одной предметной картинке.

Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка – пусть поднимет руку. Цветочек. Папа поднял руку. Правильно, Папа, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? Никто не поднимает руку… Где же птичка? Кто найдет птичку? Вот птичка, у Алеши! Алеша, подними руку. И т.д.

В этой игре можно менять темы, используя различные слова и обозначающие их картинки в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3.Отгадай загадку – покажи отгадку.

Материалы: предметные картинки по разным темам.

Ход игры:

Разложите предметные картинки изображением вверх. А сейчас  будем отгадывать загадки. Покажи, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажи, что катится (картинка – «мячик»). И т.д.

4.Весёлые загадки!

Разложите  несколько разных игрушек или предметов. А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а ты угадай, про что я говорю, и покажи. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т.д.

5.Что делает человечек?

Материалы: набор картинок, изображающих различные действия по количеству детей.

Ход игры:

Перед началом игры разложить картинки.

Давай поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а ты слушай

внимательно. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает. И т.д.

Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.

Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? И т.п.

6.Кто что делает?

(использование фотографий, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь).

Разложите фотографии перед ребенком.

Посмотри, это твои фотографии. Вот Алеша. И вот Алеша. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д.

7.Много или мало?

Цель: научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы: в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры:

При формировании понятий «один», «много», «мало» полезно научить ребенка использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой; «мало» — неширокий обводящий жест рукой, или сложить ладошки горсткой. Названия понятий следует выделять в речи. Разложите кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой мало.

Посмотри, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков ( показать соответствующий жест), а тут мало кубиков ( показать соответствующий жест). Покажи, где мало кубиков. Как ты покажешь, что кубиков мало? А где много кубиков? Как ты покажешь, что кубиков много? А вот один кубик. ( показать соответствующий жест) Возьми  один кубик. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

8.Где много, а где мало?

Материалы: игрушки или предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много.

Разложите картинки. Затем дайте задание.

Покажи, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? И т.д.

9.Большой или маленький?

Цель: научить детей соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры:

При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» — приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы. Названия понятий следует выделять в речи.

Покажите большой и маленький мячики.

Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (показать соответствующий жест), а этот мячик маленький (показать соответствующий жест). Какой этот мячик – покажи. (побуждать показать жест) Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажи! (побуждать  показать жест)

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

10.Где что лежит?

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы: коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры:

Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении.

Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите ребенку действовать по инструкции.

Положи карандаш под коробку. Посади мишку на стул. Поставь машинку под стол.  И т.д.

 

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

print
Вход
Войти с помощью: 

Вакантные места

ООП ДО: от 1 до 2 лет - 5 мест

Полезные ссылки

Детские-Песни.Ру



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Асбеста, ГБУ СОН СО
Адрес: г. Асбест, пр. Ленина,20/3.
Телефон: 2-71-89


ЦСППМ «Ковчег»
г. Асбест, ул. 8е Марта,16
Телефон: 2-24-02


Единый общероссийский номер детского телефона доверия
8-800-2000-122

Архивы