Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих
Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ
Режимные моменты | Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений | Коррекционные задания для развития психологической базы речи | Коррекционные задания для развития моторики |
Утренняя гимнастика |
Четко воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений. Координировать движения в соответствии с ней. . |
Выполнить действия, связанные с ориентировкой в пространстве. Сосредоточить внимание: — на действиях, — на словесной инструкции педагога, показывающего упражнения. Запомнить последовательность двух-трех движений. |
Выполнить последовательно несколько физических упражнений (ходьба и бег с согласованными движениями рук и ног, прыжки) |
Воспроизводить словесную инструкцию педагога.
|
Запомнить последовательность 4-6 движений | ||
Самостоятельно составить и правильно произнести словесную инструкцию педагога | Запомнить словесную инструкцию педагога, которая постепенно усложняется. Выполнить элементы пантомимы (подражание движениям животных). | ||
Подготовка к завтраку, обеду и т.д. |
Правильно использовать лексику, связанную с понятием посуда и ее виды, употребляя: -беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы; -предложные конструкции. |
Последовательно выполнить действия, входящие в обязанности дежурного по инструкции педагога, сопровождающейся показом, пояснением. | Правильно выполнять действия дежурного по столовой (расстилать салфетки. Аккуратно ставить на стол и убирать с него посуду и столовые приборы). |
Использовать в речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т.п.), простые предложения с однородными членами (перечисление нескольких действий или их объектов). | Выполнить действия дежурного по словесной инструкции педагога. | ||
Составить краткий отчет о дежурстве по столовой. | Самостоятельно спланировать и выполнить действия дежурного. | ||
Режимные моменты. | Задания для закрепления речевых умений | Задания для развития психологической базы речи | Задания для развития моторики |
Подготовка к НОД | Правильно называть принадлежности, материалы, используемые в НОД, и действия, производимые с их помощью | Сосредоточить внимание на последовательности действий при подготовке к НОД. Запомнить правильное расположение материала и инструмента (для рисования, ручного труда) на столе. Выбрать из них необходимые по показу педагога. | Правильно раскладывать материал, инструменты, необходимые для занятий. |
Описать свойства материалов, используемых на занятиях. Употреблять разные предложные конструкции с опорой на картинки. | Выбрать инструменты и материалы по словесной инструкции педагога. | ||
Составить отчет о дежурстве при подготовке занятий. | Выбрать инструменты и материалы в соответствии с темой занятий, названной педагогом. | ||
Дежурство в уголке природы | Различать и правильно называть некоторые комнатные растения. Сопровождать свои действия речью. | Запомнить указания педагога, сопровождающиеся наглядным показом. | Правильно выполнять обязанности дежурного (поливать комнатные растения, рыхлить почву, кормить рыбок). |
Описать форму и характер листьев, стебля комнатных растений, рассказать об особенностях ухода за ними. | Запомнить словесную инструкцию педагога и выполнить действия в соответствии с ней. | ||
Сделать отчет о дежурстве. Планировать свои действия в словесной форме после прослушивания инструкции педагога. | Внимательно наблюдать за поведением животных и развитием растений в уголке природы. | ||
Подготовка к прогулке, прогулка. | Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года и др. | Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Определить существенные признаки предметов и явлений . |
Правильно выполнять ряд действий: -при подготовке к пргулке (одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинуи и т.д.) |
Использовать в речи относительные прилагательные. | Внимательно выслушать и запомнить инструкцию педагога, выполнить действия в соответствии с ней. | ||
Правильно строить предложения при ответах на вопросы . | |||
Режимные моменты | Задания для закрепления речевых навыков | Задания для развития психологической базы речи | Задания для развития моторики |
Подвижные игры | Согласовывать речь и движения при выполнении отдельных игровых действий | Выполнить задания, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, воображения. | Четко, быстро и ловко выполнять различные игровые действия. |
Театрализованные игры | Выразительно произносить текст знакомой сказки, стихотворения. Правильно использовать прямую и косвенную речь. | Выбрать куклы, би-ба-бо, игрушки, атрибуты, декорации в соответствии с задачами и содержанием игры. Запомнить текст сказки, стихотворения. Воссоздать ход игры от начала до конца. | Выполнять ряд движений в зависимости от произносимого текста, музыкально-ритмические движения. |
Сюжетно-ролевые игры. | Использовать речь для распределения ролей, ролевого взаимодействия, усвоения ролевых взаимоотношений и др. планировать с помощью речи последовательность действий при возведении коллективных построек. Составить рассказ об игре. | Последовательно выполнять ряд действий, связанных с игрой. Выбрать атрибуты. Игрушки, материалы в соответствии с замыслом игры. | Четко и координированно выполнять движения при подготовке необходимых для игр атрибутов, сооружении коллективных построек. |