Материал подготовила — учитель — логопед А.А.Долгих
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Целью мониторинга является получение надежной и достоверной информации о ходе образовательного процесса в детском саду. Диагностическое обследование проводится учителем-логопедом 2 раза в год (первая и вторая неделя сентября, май), позволяющее определить уровень актуального развития ребенка и уровень его ближайшего развития. Цели логопедического обследования:
- Получение информации об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, выявление особенностей его поведения, черт характера, способностей, интересов и наклонностей. Проведение количественного и качественного анализа полученных результатов.
- Участие в комплексной диагностике всех специалистов (воспитателей, врача ЛФК, музыкального руководителя).
- Создание условий для развития, обучения и коррекции речевых нарушений.
- Обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребенка.
- Определение стратегии и тактики в работе с каждым конкретным ребенком, своевременная их корректировка.
Мониторинг качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет: проследить динамику развития каждого ребенка; оценить успешность усвоения принятой образовательной программы; определить перспективы, направления работы с детьми.
Определены следующие принципы педагогического мониторинга:
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому — требование организовать деятельность так, чтобы ни ее процесс, ни ее результат не наносили испытуемому какой-либо вред (здоровью, состоянию, социальному положению и др.).
- Принцип беспристрастности – требование не допускать предвзятого отношения к испытуемому, какое бы впечатление он не производил и каково бы не было мнение о нем.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип деятельностного подхода. Обследование осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка, то есть в контексте игровой деятельности.
- Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении.
По данным диагностики заполняется речевая карта ребенка, составляется индивидуальный образовательный маршрут. В ходе мониторинга заполняется таблица уровня сформированности речевых умений и навыков:
1.Импрессивная речь.
2.Экспрессивная речь:
-словарь,
-грамматический строй,
-связная речь,
—фонетическая сторона речи (слоговая структура и звукопроизношение),
-фонематические процессы.
Диагностический инструментарий и методики.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Глухов В.К. Обследование речи детей дошкольного возраста.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. –М., гуманитарный издательский центр Владос, 19998.
- Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: грамматический строй речи.- М., Аркти, 1999.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Стребелевой Е.А.- М., Просвещение, 2005.
- Рекомендации Смирновой И.А. по психолого — педагогической диагностике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП (алалия, дизартрия, ОНР).- СПб, ДЕСТВО-ПРЕСС, 2004.
Логопедическое обследование ребенка с речевым недоразвитием 5-6 лет
В речевую карту заносятся следующие данные: общий анамнез, раннее развитие ребенка, данные о нервно-психическом и соматическом состоянии, речевой анамнез, исследование поведения и эмоциональной сферы, неречевых психических функций, слухового восприятия и зрительного, восприятия пространственных представлений, исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, анатомическое строение артикуляционного аппарата, состояние моторной сферы (общая моторики и мелкая моторика, состояние мимической мускулатуры, артикуляционной моторики), состояние импрессивной речи (пассивный словарь, понимание различных форм словоизменения, понимание отдельных предложений и связной речи).
Содержание | Цель обследования | Анализируемые показатели | Методы |
Исследование состояния экспрессивной речи. | Определение сформированности экспрессивной речи. |
Правильность и способ выполнения задания (самостоятельность, частично с помощью, только с помощью, невыполнение задания). Наличие фразовой речи, объем активного словаря, грамматическое оформление речи, владение навыками словообразования и словоизменения, правильность звукопроизношения. |
|
1.Актив-ный словарь. | Определение объема и качества словаря. | Объем активного словаря, соотношение употребления различных частей речи. |
Называние по картинкам. 1.Имена существительные: -называние по 4-5 имен существительных по предложенным по предложенным темам -называние частей тела и частей предметов по картинкам, -употребление обобщающих понятий по картинкам. 2.Глаголы. Назвать действия по картинкам. 3.Имена прилагательные. -назвать цвета. -назвать форму.
|
2.Грамма-тический строй. | Определение состояния грамматического строя речи. |
Правильность и способ выполнения задания (самостоятельность, частично с помощью, только с помощью, невыполнение задания).
|
Называние по картинкам. 1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. 2.Употребление имен существительных в косвенных падежах. 3.Образование существительных множественного числа в родительном падеже . 4.Согласование прилагательных с существительными единственного числа. 5.Употребление предложно-падежных конструкций. 6.Употребление числительных 2 и 5 с существительными. 7.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 8.Образование названий детенышей животных.
|
3.Связная речь. | Определение сформированности навыков связной контекстной речи. |
Степень самостоятельности, объем, связность, последовательность, полнота изложения. Смысловое соответствие исходному материалу и поставленной речевой задаче, особенности фразовой речи, характер грамматических ошибок, оказываемая помощь.
|
Наблюдение за детьми. Виды заданий: -пересказ, -рассказ-описание, -рассказ по серии сюжетных картинок, -рассказ по сюжетной картинке, -рассказ из личного опыта, -рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.
|
4. Фонетико-фонематическая система. | |||
1.Исследование звукопроизношения. | Выявление нарушения звукопроизношения, определение характера нарушения звукопроизношения. | Отсутствие звука, искаженное произношение звука, недифференцированное произношение. | Называние слов по картинкам, (исследуемые звуки находятся в разных фонетических позициях) составление предложений по картинкам. |
2..Исследование слоговой структуры слов. | Умение воспринимать и воспроизводить слова различной слоговой структуры. | Характер гарушения слоговой структуры слов. | Повтор за логопедом слов различной слоговой структуры и предложений с опорой на наглядность. |
3.Состояние дыхательной и голосовой функций. | Выявление нарушений дыхательной и голосовой функций. | Тип физиологического дыхания, объем дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила голоса. | Беседа с ребенком, наблюдение. |
4.Особенногсти динамической стороны речи. | Темп, ритм, паузация, употребление основных видов интонации. | Беседа с ребенком, наблюдение | |
5.Исследование фонематического слуха, восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. | Определение состояния фонаматического слуха и восприятия. | Правильность и способ выполнения задания (самостоятельность, частично с помощью, только с помощью, невыполнение задания). |
Повторение слогов с оппозиционными звуками. Различение слов- паронимов. Выделение начального ударного из слов (5 лет).
|